или чисто символически маскируемый бал действующих лиц
Можно было бы задаться вопросом, почему до сих пор не написано ни одной серьёзной журналистской работы о связи между американской компанией, обосновавшейся в Руане с 1954 года, и политической, университетской, градостроительной «экосистемой» города... Короче говоря, как эта компания встраивается в систему публично-частного альянса, ставшего ещё более эффективным благодаря территориальным реформам и возникновением «идеи» метрополии.
Но это не сулит автору никакой сенсации. Нет никакой необходимости начинать кропотливое расследование, которое доказало бы до какой степени Lubrizol рассматривается как очевидный партнер проекта метрополизации Оси Сены. И каким образом этот самый проект, целью которого является создание метрополии Гавр-Руан-Париж, создаёт план реорганизации промышленности. Чтобы это понять, достаточно оставить в стороне дискурс городского маркетинга, предназначенного для жителей/избирателей, и сконцентрироваться на форумах, до которых так охочи новые участники рынка и в пространстве которых они объявляют о своих альянсах. Так, например, на конференции Positiv-Lab, прошедшей 23 октября 2018 года в Руане в амфитеатре CESI, говорилось о высшем образовании и профессиональной подготовке. Здесь были наглядно показаны союзы между портом, метрополией, аналитическими центрами, университетом и промышленностью.
Порт, метрополия, аналитические центры, университет и промышленность
Амфитеатр кажется полупустым, а вот круглый стол заполнен. Однако, Жак Аттали считает, что кое-кого не хватает. Женщина! Он угрожает покинуть круглый стол, так что приходится идти её искать. Ее зовут Кристин Диспа. Она региональный директор северо-западного отделения CESI. Ситуация выглядит нелепо. Аттали выглядит героем. Мы находимся в CESI, которая, по собственным словам, «выполняет свою общественную миссию, предоставляя студентам, студентам дуального образования и наемным работникам возможность стать участниками процесса преобразования бизнеса и трансформации общества - и всё это благодаря учебным заведениям и академической деятельности.» Организаторами конференции одновременно выступают общества Positive Planet и Haropa. Тема конференции: «Позитивная экономика Руана: каково влияние порта на привлекательность территории?»
За круглым столом сидят Жак Аттали (президент общества Positive Planet), Фредерик Санчес (президент метрополии Руан Нормандия) и Флоран Бёзелин (генеральный президент-директор группы BZ).
Жак Аттали и президент метрополии, кажется, с первых же слов хотят сделать экологию центральным вопросом встречи.
« Ж.Аттали: - Позитивная экономика - это очень простой концепт, который мы все используем, сами того не замечая, наподобие того, как Месье Журден говорил прозой. Он подразумевает действия в интересах последующих поколений. Порой даже жертвуя своими собственными интересами ради последующих поколений.
Фредерик Санчес: - Нынешняя наша манера работать ради собственного процветания приведет к тому, что эта планета исчезнет. Сейчас наступил тот самый момент, когда стало совершенно необходимо обратиться к позитивной экономике. Это важный и даже острый вопрос.»
Однако сейчас мы находимся в кругу посвященных и не обязаны утруждать себя ни «завоеванием берегов Сены для прибрежных жителей», ни симпатичными проектами развлекательной перепланировки прибрежных территорий под общим названием «Переосмыслить Сену», ни, уж тем более, идеей эко-кварталов. И на глазах Фредерика Анри, президента компании Lubrizol, которому поаплодировали как минимум дважды, начинается разговор без комплексов. Здесь обсуждают будущее Сены. а именно - проекты промышленных кластеров.
Фредерик Санчес (продолжает): - Я думаю, что одна из главных задач сегодняшнего и завтрашнего дня - это успех в новой волне глобализации. Мы вовлечены в процесс метрополизации Оси Сены. Если говорить кратко: Париж, Руан, Гавр при совместном участии портов, что означает участие административных территорий.
Ж. Аттали: - Ни одна страна не может стать по-настоящему великой, если её главный город не является портом. Города, бывшие главными мировыми центрами, сменяли друг друга на протяжение последней тысячи лет: Брюгге, Венеция, Антверпен, Генуя, Амстердам, Лондон, Бостон, Нью-Йорк, Сан-Франциско. И теперь маятник качнулся в другую сторону... Начиная с Наполеона, все главы государства твердили: «Будущее Франции обретается в море». И предназначение Парижа - двигаться в сторону моря. Очевидно, что будущее Франции сосредоточено в преобразовании оси Сены в метрополию, в одну прекрасную метрополию!
Президент общества Haropa: Порт Руана вошел в альянс, носящий имя HAROPA. Название состоит из двух первых букв каждого из портов Оси Сены: Гавра (le HAvre), Руана (ROuen), Парижа (PAris). Это более чем логичная коалиция, поскольку все мы существуем на одном игровом поле: в долине Сены, где планируется создание не только логистического коридора, но и индустриального кластера... Это не только пространство транспортировки товаров и грузов. Это ещё и места их переработки... Мы видим множество заводов, расположенных в порту. Например, Lubrizol. Президент этого завода, Фредерик Анри, присутствует здесь. Он также исполняет функцию главы Совета портовой охраны.
Фредерик Санчес: - Корпоративный дух переплетается здесь с коммерческой и портовой ипостасью. Достаточно вернуться к списку. Lubrizol и Бёзелин мы уже упомянули... Если завтра или послезавтра мы захотим, чтобы в Руане был полноценный порт, необходимо, чтобы город согласился включить порт в свою структуру и всячески ему содействовал.
Ж. Аттали: - В этом регионе была разработана исключительная технология переработки опасных веществ, очень полезная на этой территории. Но также её можно и экспортировать. Таким образом, мы можем отнестись к опасным видам производства как к сложнейшему вызову, что позволит действовать более разумно и сформировать оптимальное будущее, причем, не только здесь, но и за рубежом, экспортируя эти технологии.
Ф.Бёзелин: - Зеленый порт, Зеленый город. Это по-настоящему прекрасная возможность. Это экономика 2.0, зеленая экономика. Её можно назвать разумной, поскольку она осмысленно использует не только полезные ископаемые, но и квалифицированные навыки специалистов.»
Не вызывает никаких сомнений, что в 135 километрах к западу отсюда в словах мэра Парижа Анн Идальго воплощается именно эта идея: «Город-мир - это основной участник экологического перехода до интернационального масштаба.»
Lubrizol - активный участник зеленой экономики
Появление экологического вопроса на региональной, национальной и интернациональной политической повестке также знаменует упадок среди борцов за экологию. Отныне, когда говорят об экологической ответственности, используют политические, но прежде всего - экономические термины. Целесообразность наших действий по отношению к экологии отныне вычисляется с бухгалтерской точностью. Промышленников поглотила эта игра. Они воспользовались присущей им культурой балансов и подсчетов, чтобы представить миру новое, экологическое, лицо производства.
Экологическая идентичность
Итак, на сайте компании Lubrizol педалируют истинную экологическую идентичность.
Владельцы сайта настаивают на том, что их технологии в области присадок (для моторных масел и прочих транспортных жидкостей: промышленных смазок, бензина и дизельного топлива) повышают качество, производительность и срок эксплуатации продуктов клиентов, при этом снижая их влияние на окружающую среду. Именно этот аргумент вспомнит президент метрополии после пожара, когда будет представлять Lubrizol как компанию, позволяющую автомобилям меньше загрязнять окружающую среду.
Дальше на сайте служба по связям с общественностью компании задает вопрос, и сама же на него отвечает: «Как одновременно добиться необходимого экономического и социального прогресса компании, снижая при этом ущерб окружающей среде?»
С 2006 года всем сотрудникам Lubrizol предлагается задуматься над этим вопросом. По окончанию этих встреч были претворены в жизнь многочисленные принципы, улучшающие исходную ситуацию:
Экономия энергии на наших заводах
Оптимизация транспорта
Безотходное производство и потребление и внедрение процесса переработки отходов
Внедрение в жизнь углеродного баланса
Участие в локальной жизни (ясли для сотрудников различных предприятий, всевозможные объединения и сообщества и так далее)
Разработка продуктов, способствующих энергетической экономии наших клиентов»
Этикетки
По примеру компании Derichebourg, занимающейся торговлей металлоломом и магическим образом превратившейся в участника рациональной и многооборотной экономики благодаря сотрудничеству с конференцией COP21, Lubrizol демонстративно носит на лацкане своего камзола различные медали зеленой войны, выступая против угасающего мира. Это подтверждается сертификацией «Качество, Окружающая среда, Здоровье/Безопасность» и принятым обязательством следовать «мировой хартии Responsible Care», обеспечивать и постоянно улучшать безопасность окружающей среды, людей и различных объектов. Кроме того, можно легко найти некоторые онлайн документы с общей печатью Lubrizol COP21. Представителей компании можно также найти среди членов Наблюдательного комитета качества воздуха Atmo Normandie, который выпустит в дни после пожара ободряющие отчеты.
Альянсы и их игры
Именно это постоянное присутствие в различных секторах и институтах общества надежно вписывает принципы американских компаний в нашу жизнь. Итак, «представители Lubrizol активно участвуют в проектах следующих организаций и объединений, перечень которых ими не ограничивается:
Торговая и промышленная палаты Нормандии, Метрополии Руан и Устья Сены,
Общество Paris Seine Normandie (P.S.N.)
Структура France Chimie Normandie
Общество Rouen Normandy Invest,
Atmo Normandie (Наблюдательный комитет качества воздуха),
Общество Alliance Seine Ouest»
Lubrizol также выступает спонсором и меценатом в различных проектах, основными направлениями которых являются культура, здоровье, спорт и образование._
В частности, Lubrizol поддерживает футбольный клуб Кевийи, а также финансирует атлетический клуб Стад Соттвилэ 76, участвующий в спортивных соревнованиях, популярных в Руане: Perche Elite Tour и Международная встреча по легкой атлетике. Совместно с France Chimie Normandie, Lubrizol принимает участие в организации множества мероприятий «Химической Деревни» в сотрудничестве с Сетью Лицеев химических наук, Ректоратом Руана, химическими компаниями._Кроме того, в начале года Lubrizol участвует в Ночах Профориентации, организованных торгово-промышленной палатой Руана и Гавра. Сотрудники компании, присутствующие на мероприятиях, увлеченно рассказывают о химии, разнообразии связанных с ней профессий, учебных программах, желаемых профессиональных навыках.
Вездесущесть системы Lubrizol во многом напоминает то, что Ханна Арендт описывала как деятельность экспертов по решению проблем. Профессионализм, проявляющийся на всех стадиях, начиная от производства и заканчивая созданием кризисов, включая высказывание комментариев и кризисное управление. Прекрасный пример, подтверждающий это - присутствие компании среди руководства объединения Rouen Normandy Invest, территориального маркетингового агентства, ведущего после пожара очень активную кампанию в соцсетях.
Один из многих
«Быть «метрополизирующей» метрополией означает успешно взаимодействовать с потоками, социальными сетями, частными участниками рынка (компаниями, а также некоммерческими организациями), операторами различных сетей, потребителями, не являющимися гражданами страны, градостроительными объектами глобального и межтерриториального значения.»
Жан-Марк Оффне
Даже если компания остается одной из наиболее влиятельных с экономической, политической и даже территориальной точки зрения, она, очевидно, не является единственной, кто участвует в этой игре, чьи правила сильно упростились благодаря метрополизации. Достаточно понаблюдать за братанием городов Руан и Гавр (Париж оставляет за собой право брататься исключительно с Римом), чтобы различить неизбежную нашу индустриальную и портовую судьбу. Руан является «естественным» побратимом с Кливлендом, где расположена штаб-квартира Lubrizol. Эти два города объединяют прочные торговые связи. Но Руан является также побратимом портового города Нинбо, экономического центра провинции Чжэцзян, специализирующейся на легкой промышленности и товарах потребления, но также и на полезных ископаемых. Гавр является побратимом города Далянь, третьего порта в Китае и первого по добыче углеводородов.
В свете этих данных, фраза, взятая из работ команды Антуана Грумбаха, вошедшей в Интернациональную рабочую группу Большого Парижа, вызывает некоторый скепсис: «долина Сены выступает в виде огромной мировой метрополии, где урбанизм и природа смогут сосуществовать, а Париж, Руан, Гавр обогатят этот столичный регион своей индивидуальностью.»
Здесь речь не идет о том, чтобы подвергнуть сомнению необходимость существования порта, индустрии или самой торговли. Но тем не менее мы можем рассмотреть тот факт, что столь частые дискуссии об инновациях, зеленой экономике, привлекательности и обещаниях мегаполиса в конечном итоге приводят лишь к повторению развития промышленного планирования города 19 века. Это лишенный комплексов альянс, если не сказать брак, между публичным властями и индустрией. Однако, если в 19 веке (и всего в нескольких сотнях метров от места пожара) промышленные бароны брали на себя ответственность и строили жилье, объекты обслуживания и церкви, то теперь они охотно оставляют всё это местным учреждениям. Эти люди с метрополией в голове несут ответственность за управление привлекательностью своей территории, а также за создание этой самой привлекательности. Очевидно, это означает привлечение новой промышленности, даже если это означает отступление от республиканской программы, как свидетельствует первая Особая экономическая зона Франции, устроенная в порту Жером, расположенном ниже по реке.