Поможем SNCF immobilier оставаться на уровне, достойном их социальных амбиций
С того момента, как пламя стихло, прошло какое-то время. Периодически в районе завода в ноздри возвращается запах сожженного углеводорода. Lubrizol, которому на данный момент предъявлено обвинение в оказании «серьезного ущерба» здоровью жителей и окружающей среде, вновь открылся до завершения расследования. А на реке можно увидеть панику, вызванную пожаром. Этот суетный балет кораблей, ходящих под разными (и даже русским!) флагами: все перемещаются и что-то, причем, непонятно что, транспортируют. Катастрофа органично вписывается в мировую экономику.
Однако в нескольких сотнях метров от завода всё замерло. Обитатели «зоны регистрации кочевников» коммун Руан-Пети-Кевийи, некоторые из которых живут здесь около двадцати лет, умирают прямо посреди зоны Seveso, в окружении крыс, посыпанных токсичной пылью из соседних элеваторов. Они всё ещё находятся под угрозой ещё одной аварии. После того, как они подали жалобу о подвержении опасности жизни других лиц, их приняли в Национальном собрании Франции, о них вышло несколько сюжетов на национальных телеканалах... И тишина.
Мы были там, когда представители метрополии, управляющие зонами регистрации на подконтрольной территории, пришли с бумагами в руках, предъявляя жителям предложение о переселении. Оно уместилось всего в несколько строк. В то время, как метрополия под давлением средств массовой информации была вынуждена пообещать предоставить им временную площадку в незагрязненной зоне, в тот же день она вернулась со списком свободных мест в других зонах регистрации региона. Таким образом, она предложила этой разросшейся семье обитателей раствориться на подконтрольной территории. Когда один из кочевников резко ответил представителям метрополии, что предложенные зоны к тому моменту уже были переполнены, те ответили, что речь шла о людях, находящихся там незаконно. Но кому же предлагается их выселять? Самим кочевникам? В ходе обсуждения вещи начинают проясняться: обитатели зоны регистрации Руан-Пети-Кевийи, не внесшие свою арендную плату или не заполнившие форму проживания, также признаются нелегальными жителями и не должны быть переселены. Мать узнаёт, что дочь признана таковой, поскольку её трейлер стоит на месте, приписанном к другой фамилии. В конце концов, в ходе этой игры, нацеленной на выявление хороших и плохих цыган, из уст представителей метрополии вырвется: «Что-то во время пожара их было гораздо меньше! Смотри-ка!» И именно это говорят представители метрополии, которые приходят к жителям лишь спустя много дней после пожара и лишь за тем, чтобы забрать арендную плату. С тех пор притеснения и запугивания шли одно за другим: представители сил правопорядка и приставы всех мастей приходили, чтобы установить малейшие нарушения правил внутреннего распорядка, а компания Lubrizol подала жалобу против местных детей, обвиняя их в бросании камней в здание завода...
Между тем, в 3,7 километрах вверх по течению, метрополия и SNCF прославляют переходный урбанизм.
В то время, как временные и срочные решения о переселении кочевников, похоже, отсутствуют, компания SNCF на два года предоставляет 3000 м2 принадлежащих ей земель обществу Atelier Lucien, специализирующемуся на создании культурных и общественных площадок. В 2020 и 2021 годах с 10 апреля по 4 октября здесь будет открыта временная артистическая деревня с танцплощадкой, баром, галереями и так далее.
Эта сделка, без сомнений проходящая под грифом «культура, спорт, отдых, привлекательность и развитие», отлично вписывается в программу метрополии и поддерживает мирное сотрудничество различных институтов. По примеру автономного порта, SNCF сегодня с удовольствием выступает в роли одного из главных землевладельцев Франции, с которым городская политика отныне вынуждена считаться. Словно по закону сообщающихся сосудов приватизация и разделение на части государственной железнодорожной компании, которая стала акционерным обществом с 1 января прошлого года, освобождает неиспользуемые земли, которые компания намерена выгодно использовать. Именно для этого в 2015 году была создана компания SNCF immobilier, управляющая земельной базой.
Переходный урбанизм авторства SNCF immobilier
«Цель этого процесса, являющегося по сути временной мерой, заключается в том, чтобы компания SNCF могла эксплуатировать не используемые земли, которые в настоящее время дожидаются реорганизации. Проекты временных артистических площадок... имеют большой потенциал, помогая компании интегрироваться в городскую среду с учетом сложностей коммуникации с администрацией района, соседями и градостроительными проектами» - читаем мы на сайте компании.
Но в офисах, на рабочих и политических собраниях, больше и охотнее говорят об «обеспечении безопасности путём завладения территорией». Этот захват земель предотвращает приход временных, менее желательных лиц.
Реорганизация заброшенного участка Lucien в Руане является образцовым примером. Въезд на территорию, составленный из уложенных друг на друга контейнеров в форме ворот, воспроизводит традиционную структуру заграждений против цыган, высота которых мешает проезду каравана.
Пресловутый «bottom-up», который должен стать одной из основ экогорода будущего, похоже, уступил место старому принципу сохранения жилого или земельного наследия, а если точнее, то их валоризации. Безусловно, город направит на места несколько команд активного исследования и прочих диагностов, чтобы те проверили, можно ли извлечь какой-то полезный опыт. Но, что важнее, это позволит заявить о человечном и социальном подходе. И это уже можно будет использовать в будущих буклетах. Речь идет о нескольких ведущих проектах, за которыми прячется целый лес небольших, неприметных охранных проектов.
Фонд Bouygues совершенно прав, когда говорит, что «недавнее резкое развитие тактического урбанизма можно расценивать как доброе предзнаменование, поскольку, выйдя из среды общественных и градостроительных деятелей, он может заинтересовать органы государственного управления и частный сектор. Руан, ставший победителем конкурса «Дышащий город», запущенного Сеголен Руаяль, уже несколько лет раздумывает о том, чем заменить автомобили. В ближайшие годы город планирует продолжить эксперименты с тактическим урбанизмом в 71й окружающей коммуне. В основном программа рассчитана на краткосрочные операции (длительность подавляющего большинства меньше года), которые должны поспособствовать организации публичной дискуссии и предложить альтернативу уже существующему или планируемому благоустройству.» Стоит также упомянуть опыт Парижа, где на площади Нации совместно работали коллектив Coloco и компания Placemeter, являющаяся собственностью Netgear и Arlo и развивающая посредством видеонаблюдения анализ движения толпы и пешеходов в режиме реального времени.
Тактический урбанизм, существующий на стыке опыта горожан и грядущих обширных градостроительных изменений, представляет собой мелкомасштабное краткосрочное малобюджетное вмешательство в общественное пространство. Выступая в роли идеального средства для выстраивания связей между урбанистами и жителями, тактический урбанизм всё сильнее распространяется по Франции и миру в целом. Архитекторы, жаждущие демократии и возможностей столицы и других хлебосольных метрополий, охотно бросаются узаконить эту строительную тактику. Они даже рекламируют её на международных площадках, как это случилось на последней архитектурной биеннале в Венеции. А на записи радиопередачи Plateau Georges, куда мы были приглашены, сливки «архитектурного сообщества» с удовольствием обсуждали недвижимость с представительницей SNCF immobilier.
Коллектив Bruit du Frigo, создающий городские инсталляции, поставил вопрос об исчезновении городской политики и замене её на эти новые экспериментальные пространства. Они отметили переход от исследовательской работы над существующими и заброшенными пространствами к некоему захвату территорий, если не сказать агрессивной, неконтролируемой экспансии. Представительница SNCF immobilier заявила, что «всё, что происходит на этих участках, является разновидностью новой коммунальной услуги..., которая отвечает потребностям общества».
Конечно, мы готовы поверить этому на слово и предложить SNCF immobilier выступить в роли пионеров нового социального движения и положить начало новому проекту по созданию временного жилья для кочевников, которые сегодня всё ещё обитают у подножия завода. Подобный проект зоны размещения «бродяг» в центре города, вне всяких сомнений, стал бы передовым. А мы в свою очередь более чем готовы поддержать его как с градостроительной, так и с архитектурной точки зрения, создавая новые желаемые функции, такие как механическая мастерская, центр по переработке металлов, временное размещение мобильного населения или фестиваль, посвященный настоящей мобильности. Короче говоря, проявить себя достойно этой прекрасной программы «Инновационной фабрики, выступающей наследницей истории железных дорог и поездов, которая стремится сохранить и пересмотреть индустриальное наследие железнодорожных объектов, превратив их в новые части города, тем самым присоединяясь к городским и общественным трансформациям сегодняшнего дня.»