Abonnez-vous à la lettre
de l'échelle inconnue

Prenez-contact avec nous

Champ vide.

menu
8 Номер. интервенционный мобильный кинематограф

Numéro 8 : По пути ярмарки

Ассоциация «Путешествующий экран» представляет: Воспоминания о передвижном кинематографе

История ярмарочного кинематографа всё ещё не проанализирована до конца. Поскольку здесь пересекаются различные изобретения и история дискриминации ярмарочных артистов и номад. Изобретение кинематографа в 1895 году и первая перепись кочевого населения, приведшая к закону 1912 года, произошли одновременно, но об этом предпочитают не упоминать. Введение и применение этого закона способствовало тому, что функционирование передвижного кинематографа усложнилось и маргинализировалось. И произошло это благодаря политике насаждения оседлого «образа жизни», проводимой Pathé и властью1. В период между Первой и Второй мировыми войнами, без сомнения, наложились и другие политические факторы, как, например, стремление найти место для католического института перед лицом светского общества, приводящее к притеснению первопроходцев2. Но эта история не заканчивается с Первой мировой войной, она продолжается в скрытом, если не сказать, тайном, виде. И с ней случились некоторые метаморфозы.

Что касается истории кинематографического производства, оригинальные отношения между кочевыми цыганами мануш и кинематографом приводят к появлению отдельного киножанра. На свет появляются фильмы, показывающие истории из жизни цыган. Однако же, киноленты этого жанра подчинены классическим клише, определяющим протагонистов: месть, Кармен, Эсмеральда и так далее. Утерянный фильм Жака де Баронселли - Цыгане, 1934, производство студии Universal - не избежал этой участи. По сути, кинолента стала памятником эссенциализма. Жак де Баронселли, режиссёр и брат Фолко де Баронселли, создатель мифа о камаргских цыганах, снимает фильм Цыгане. В центре внимания - Тела Чаи, цыганская актриса, которая предстает в роли художницы.

Её персонажу предстоит окунуться в насыщенную страстями, трагическую связь с матросом.

Согласно синопсису, владелец баржи Леон, которого играет Шарль Ванель, встречает цыганку на берегу канала и соблазняет её во время ярмарочных гуляний. По законам жанра мелодрамы можно предугадать, что культурные различия сделают этот союз невозможным, а завершает историю трагедия во время паломничества Святой Марии морской. Отец молодой женщины убивает моряка выстрелом из ружья. Сюжет фильма базируется на истории невозможной любви представителей двух закрытых миров.

Они как будто бы застывают в своих ожидаемых ролях (честь и так далее) и в итоге становятся антагонистами. В этом жанре пессимистический сюжет - не единственный. Напротив, романтический взгляд на сюжетную линию на протяжение долгого времени объединял эти две вселенные: путешествие и реку.

В серьезной статье начала века в журнале «Revue de Paris3» лодочники были квалифицированы в качестве бродяг. В Англии у лодочников пытались найти цыганские корни. Эти исследования основывались на культурной разнице, воспринимающейся как нечто поразительное, между словарем морской и речной навигации, между образом жизни моряков, разлученных со своими семьями, и лодочников. Лодочники представляли собой отдельную группу профессионалов, которую определял семейный кочевой образ жизни. Из этого наблюдения было сделано заключение, что этот образ жизни, появившийся на каналах во время промышленной революции, мог быть перенят бродячими семьями, а, возможно, и цыганами. Этот романтический поиск первопричин, основанный на структуралистских рассуждениях, зашёл в тупик. Английские лодочники никогда не нуждались в подобных изысканиях4. В итоге, про них просто забывают. Но эта связь между работниками рек, ярмарок и цыганами продолжал терзать воображение. Она становится основой английского телесериала Peaky Blinders, в котором близость - родственная, но также и лингвистическая - находит своё место в изображении социальной среды, собирая кочевников, нищих, цыган и лодочников в Бирмингеме 20х годов. Это восприятие родства между кочевниками и лодочниками в ретроспективе становится скорее пророчеством, нежели знанием основ.

В 50х годах происходит сближение профсоюзов ярмарочных артистов и лодочников, которые хотят изобрести метод обучения своих детей. Ассоциации лодочников основали подобные заведения ещё в начале ХХ века. Сформированный в 1952м году альянс с «жителями» ярмарок позволяет ответить на запрос о признании и интеграции в государственное образование. Вместе они учреждают интернаты. Эта ассоциация, которая в настоящее время отображает социальную и солидарную экономику, признана государством, которое с 1954 года интегрирует эту структуру в национальное образование в соответствии с законом5. Основание общих школ-интернатов можно рассматривать как неявное разрешение на браки между детьми этих общин.

Данное явление подтверждается в интервью с кочевниками (интервью с Катри Теве, 2009). С этой точки зрения мелодрама де Баронселли, сюжет которой основан на идее закрытости сообществ и личностей, опровергается самими действующими лицами. Опросив 24 представителя ярмарок об их школьной жизни, я смог воссоздать их связи с лодочниками. Чуть больше половины опрошенных учились в школах с детьми из судоходных семей. Однако все признают связь с лодочниками, с которыми в детстве дружили. Двое упоминают о том, что сохранили отношения с лодочниками, встреченными в интернате. Один человек рассказал о свадьбе между детьми представителей двух профессий.

Так что отражение взаимодействия сообщества в фильме Барончелли не соответствует действительности, что неудивительно для режиссера, который, помимо всего прочего, является националистом и колонизатором6. Подобные фильмы отрицают корни кочевого кинематографа, отметая прогрессивность его первых распространителей. Однако же, кочевой кинематограф технически помог созданию этого фильма. Режиссер купил грузовик (так называемый «селенофон»), чтобы записать звуки вне студии. Результат оказался неудовлетворительным. Фактически эта техника, состоявшая из записи звука и его регистрации на пленке, позволяла облегчить процесс монтажа7. Просвещенные игроки, которые хотят обозначить практику увековечивания давно не издающейся игры (например, настольной игры), используют термин «призрачная игра». Запись звука на пленку - одна из призрачных техник, которая овладевает экспериментальным кинематографом на протяжении десятилетий, вплоть до прихода цифрового оборудования. И именно использование передвижной техники вписывает фильм де Баронселли в историю передвижного кинематографа.

В том смысле, что этот кинематограф был лабораторией, средством проработки различных техник, а после его маргинализации - местом, где фильмы и оборудование сберегались от коммерческих сетей. Технический провал фильма довольно относителен, поскольку сама кинолента стала вехой в истории записи звука вне помещения. Вопреки Баронселли, это придает исчезнувшему фильму кочевой характер.

Чтобы попытаться собрать как можно больше воспоминаний об этом кинематографе среди самих путешественников, мы с Фабьен Деруэн, совместно с ассоциацией Relais Accueil города Соттевилль, организовали три кинопоказа в 2008, 2016 и 2018 годах. В программе: «Танец змей» Алисы Ги-Бланш (1900), «Путешествие луны» Мельес (1902), первый вестерн The great train robbery (1903), фильмы Чарли Бауэрса (1924), которые во Франции были показаны лишь на ярмарках, и фильм в память об интернировании «Дорога Лиможа» Рафаэля Пиллозио (2003). Во время первого сеанса Жизель Савада из Relais Accueil пригласила Франсуа Лакруа из FNASAT и Раймона Гюрем. Воспоминания последнего были связаны с ярмарочным кинематографом и интернированием, поскольку они с отцом, который показывал фильмы под куполом цирка в Дарнетале, были арестованы в 1941 году8. Этот переезд в Руан позволил ему вернуться на место ареста. Кинопоказ стал поводом для устного воссоздания этой истории в присутствии других путешественников. По правде говоря, именно фильм Пилосио вызвал самые серьёзные воспоминания о далёком прошлом. Но на этой и на двух прочих встречах произошло нечто, чего мы совсем не ожидали.

Некоторым из присутствующих было трудно читать подписи, раскрывающие некоторые элементы истории. Их пришлось читать вслух, переводить некоторые слова, написанные на цыганском, и это стало поводом для высказывания различных комментариев. На третьем сеансе в грузовике Неизвестного Масштаба дети и взрослые начинают сами сочинять сюжеты и диалоги. Участники кинопоказа заново изобрели ярмарочное искусство комментаторов. Во Франции практика комментирования фильмов для зрительного зала утеряна, но стоит держать во внимании, что в Японии она продолжает существовать. Конкурсы и видео комментаторов - Бэнси9 - можно посмотреть на Youtube.

Это спонтанное возвращение к жизни комментаторов - один из многочисленных способов этнографического исследования кочевого кинематографа. Также стоило бы изучить реакцию публики на этот новый, появившийся в последние годы передвижной кинотеатр, чтобы раскрыть ход этого исследования. Сегодня наблюдаются несвоевременные на фоне господства интернета попытки воссоздания передвижного кинематографа. Какими средствами этот кинематограф будет воссоздан? Станет ли он историей сопротивления или же останется чем-то иллюзорным?




SOMMAIRE DU NUMERO 8
--------------------

Commander la version papier
Commander la version papier